Рассказы о том, что когда-то на концертах Киев Музик Феста и яблоку негде было упасть, сегодня звучат почти как легенды. 26 сентября, на открытии юбилейного двадцатого фестиваля, в филармонии был незаполненный зал, вялая публика, присутствие которой скорее можно было бы объяснить данью традиции, чем слушательским энтузиазмом. А ведь концерт-открытие международного музыкального фестиваля, которому в этом году исполнилось ни много ни мало 20 лет, должен как минимум интриговать! Сколько за эти годы звучало интереснейших произведений, сколько играло замечательных исполнителей! За 20 лет фестиваль стал настоящим вещим камнем на перепутье ХХ и нынешнего века истории украинской музыки. Только вот, к сожалению, в последние годы предсказания этого камня не обнадеживают, более того, они стали до скуки прогнозируемы. Направо пойдешь – на симфонические премьеры попадешь, налево пойдешь – на хоровые премьеры попадешь, прямо пойдешь – на камерный концерт попадешь. В какую сторону пойти слушателю, чтобы не разочароваться в современной музыке, на камне не указано. Может быть, поэтому фестиваль сегодня посещают только бывалые, закаленные многолетним опытом слушатели, для которых подобные концерты совпадают, в первую очередь, с профессиональными интересами.
Как бы там ни было, фестиваль стартовал. Торжественные речи представителя Министерства культуры и туризма Олеся Журавчака, который зачитал поздравление от Василия Вовкуна, речи именитых композиторов-соучредителей Киев Музик Феста Леси Дычко и Евгения Станковича, краткий анонс фестиваля, цветы от все того же Министерства, объявление, что концерт проходит при поддержке посольства США в Украине. На сцене – Национальный заслуженный академический симфонический оркестр Украины и дирижер Владимир Сиренко. Ничто не предвещало грозы.
Начали концерт Шестой симфонией Геннадия Ляшенка для симфонического оркестра, хора (капелла «Думка») и солиста (Роман Мороз) на молитвенный текст «Отче наш», фрагменты стихов Т. Шевченка и Д. Павличка. Впервые эта симфония исполнялась еще год назад на юбилейном вечере композитора, и если тогда она стала кульминационным произведением всего концерта, то сейчас она, при всех своих несомненных достоинствах, прозвучала тускловато и малоубедительно.
Далее последовала мировая премьера двойного концерта для виолончели и фортепиано с оркестром современного американского композитора Дэвида Винклера, лично присутствующего на фестивале. Солистами произведения выступили украинские музыканты, успешно работающие в США – Наталия Хома (виолончель) и Владимир Винницкий (фортепиано). Зал заметно оживился, однако, энтузиазм при первых же минутах произведения иссяк. Со сцены звучал хаос каких-то бессвязных фрагментов, музыкальный язык которых явно пятился в начало прошлого века, однако был искажен совершенно антимузыкальной логикой! И, что самое страшное, концерт был написан в развернутых трех частях. Единственной отрадой для присутствующих стал… небольшой сквозняк в зале, который сдувал с пюпитров солистов ноты (может это был знак свыше?). В течение произведения сквозняк настолько разбушевался, что первому скрипачу оркестра пришлось оторваться от игры и придерживать смычком ноты виолончелистке, кидая озадаченные взгляды в зал, мол, сделайте же что-нибудь! Но, что самое смешное: хоть ноты и были спасены, но соло виолончели все равно не было слышно. Ее постоянно заглушал либо оркестр, либо этюдоподобные пассажи фортепиано. Слушатели недоуменно переглядывались и перешептывались между собой. Казалось, концерт-зачинщик фестиваля готов был превратиться в совсем несмешной анекдот. Не успел утихнуть заключительный аккорд, как с зала донеслись иронические восклицания «Браво, оргкомитет!» и нетерпеливые аплодисменты.
После такого заморского лакомства зал заметно поредел. В то время как второе отделение концерта стало бальзамом на душу оставшихся слушателей. Оркестровый диптих на темы из оперы «Золотослов» Леси Дычко и, конечно же, новая редакция Шестой симфонии Евгения Станковича дали развернуться оркестру В. Сиренка во всю ширь и мощь. Оркестр то завораживал, то заставлял содрогаться слушателей, и уж точно никого не оставил равнодушным. Знай наших! Открытие Киев Музик Фест 2009 было спасено.
Что ж, в любом деле самое сложное – это начало. Но не стоит судить строго юбиляра: у нас не так уж и много фестивалей современной музыки, чтобы не быть им благодарными. Тем более что впереди целая неделя насыщенной концертной программы. Конец – всему делу венец и будем надеяться, что Киев Музик Фест 2009 докажет, что двадцать лет для фестиваля – это начало зрелости, а не начало беспросветной старости.
Перефразируя Гюстава Флобера: фестиваль молод до тех пор, пока его любят. Хочется верить, что нынешний фестиваль даст нам немало поводов для того, чтобы его любить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий