Свершилось! 24-25 ноября в театре им. Ивана Франка состоялась долгожданная премьера Киев Модерн Балета «Палата №6». Хореограф, режиссер и сценарист балета Р. Поклитару уже второй год регулярно удивляет киевскую публику нестандартными постановками. На этот раз интрига была двойной – анонсировался чеховский сюжет и музыка эстонского композитора Арво Пярта. Невольно закрадывались сомнения: а совместим ли рассказ Чехова с его минимальными внешними событиями и духовная музыка всемирно известного композитора в балете?
Мое первое знакомство с музыкой Арво Пярта было сродни глубочайшему культурному шоку. И дело даже не в поразительной внешней простоте стиля эстонского композитора названного им «tintinnabuli» («колокольчики»). В произведениях Пярта поражает прежде всего то качество, которое позволило назвать его творчество единственной после Й. С. Баха «религиозно мотивированным музыкой» (Епископ Венский и Австрийский Илларион), музыкой, «лечащей раны нашего столетия» (С. Сандецкис), музыкой глубоко духовной, сакраментальной, медитативной, интеллектуально-созерцательной… Музыковеды и журналисты все норовят приклеить какой-либо ярлык феномену Пярта, называя его творения то «новой духовностью», то «новой простотой», то «неоканонизмом», то, в худшем случае, – минимализмом. Все эти эпитеты и ярлыки ходят вокруг да около, но не могут передать откровения того состояния, в которое погружает нас музыка Арво Пярта.
И, что самое удивительное, произведения Пярта просто нарасхват в современных синтетических жанрах – в кино, драматических театрах, в балетах. Взять хотя бы балет. Какие только представления не ставились на его музыку! Начиная от всяческих экспериментальных бессюжетных балетов и заканчивая «Отелло», «Гамлетом» и даже «Преступлением и наказанием»!
Небезызвестный Киев Модерн Балет решил преподнести свою версию пластического прочтения музыки Арво Пярта. На этот раз в фокусе творческих поисков хореографа (он же режиссер и сценарист) Раду Поклитару оказался рассказ А. Чехова «Палата №6». С самого начала представления приятно удивила чрезвычайная внятность сюжетной линии «балета о человеческом непонимании», почти в целости и сохранности донесшего фабулу «Палаты №6». Андрей Ефимыч, Иван Дмитрич, почтмейстер, доктор Хоботов, Дарьюшка как-будто только что вышли из чеховского рассказа. Присутствуют и все немногочисленные внешние события «Палаты», разделенные разными произведениями Пярта на три части: знакомство с героями, общение Андрея Ефимыча с пациентом палаты №6 – Иваном Дмитричем (звучит «Fratres»), поездка Андрея Ефимыча с почтмейстером (звучит «Summa») и возвращение доктора Рагина в палату №6, но уже в качестве пациента («Spiegel im Spiegel»). Причем в постановке Поклитару грань между миром «нормальных» и «ненормальных» совершенно стерта. Больничная койка легким движением руки превращается в обеденный стол Андрея Ефимыча, декорации одинаковы как для больницы, так и для домашнего очага доктора. Да и сами действия и пластика «нормальных» намного истеричней и безнравственней, чем пластика «ненормальных».
Глубоко прочувствованный нерв чеховской «Палаты» дополнен некоторыми интересными режиссерскими находками. Так, например, оригинальнейший маневр – имитация фотосессии во время поездки доктора Рагина и почтмейстера. Приходилось ли вам когда либо наблюдать поведение назойливых туристов, которые стандартностью своих фоторакурсов портят впечатления даже от самого необычного культурного памятника? Один мой знакомый называет подобные кадры «дембельским фото», по типу: я и Вася на фоне Эрмитажа; Вася, я и тетя Клава в Петропавловской крепости (причем, кто-то обязательно сотворит «рожки» над головой ближнего своего) и тому подобное. Лично у меня схожие ассоциации при световой имитации вспышек фотоаппарата во время балета возникли сразу. Кроме того, вспышек этих было настолько много! Оно и не мудрено, что доктора после этого записали в ряды душевнобольных! Лично я всю сцену ожидала, что наш милый Андрей Ефимыч как-нибудь да и заедет своим чемоданом в почтмейстера. Но надобно сказать, персонаж Рагина так же деликатен, как и у Чехова. Почтмейстер остался цел и невредим.
Опасения о поругании чести обожаемой мной музыкой Пярта в балете оказались совершенно напрасными. Произведения Арво Пярта действительно «зазвучали» в балете. Более того, постановка Поклитару открыла общность рассказа Чехова с особенностями пяртовского творчества: стремительная направленность сюжетного развития в глубину глубин при скупых происшествиях внешнего характера. Особенно большое пространство для зрительских прочтений составила заключительная часть балета на музыку «Spiegel im Spiegel» («Зеркало в зеркале»). Нормальный в отражении зеркала – сумасшедший или сумасшедший в зеркале нормальный? В ответ на что Андрей Ефимыч уверенно спрыгнул с этого зеркального мира в… оркестровую яму.
Пожалуй, единственным режущим моментом в музыкальном оформлении балета были просчеты звукорежиссера А. Курия: несколько слишком грубых и заметных склеек фрагментов из «Fratres» для скрипки соло и струнного оркестра и из «Fratres» для струнного оркестра с ударными. Кроме того, остается загадкой, зачем надо было смешивать записи разных исполнительские составов произведения.
Если б сейчас была модно носить шляпы, то все находящиеся в зале театра И. Франка 24 ноября сняли бы их. Перед актерами Киев Модерн Балета, которые заставляют верить, что пластикой тела можно показать если не все, то очень многое. Перед Раду Поклитару, который расширяя жанровые рамки балета разговорами, пантомимой и всяческими нововведениями, не дает зачахнуть нашему украинскому балетному искусству. Искреннее спасибо!
Комментариев нет:
Отправить комментарий