Вы любите хип-хоп, рок или джаз? Вам меньше тридцати? Тогда будьте осторожны! У вас есть все шансы заразиться бумбоксоманией.
Думаю, каждый, который хотя бы изредка включает телевизор или радио, слышал об украинской группе Бумбокс. Причем, знают ее и россияне, и белорусы. Да и географические границы популярности коллектива ежеминутно становятся все шире. Учитывая тот факт, что точкой отсчета биографии Бумбокса считают 2004 год, невольно закрадывается подозрение, что так быстро «раскрутившаяся» группа является сугубо коммерческим проектом и играет какую-то чрезвычайно душещипательную «попсу». Однако смею убедить вас, это не так.
Молниеносный успех группы невозможно было просчитать заранее. Бумбоксу просто чрезвычайно повезло – им посчастливилось появиться, как говорится, в нужном месте и в нужное время. Их стиль зазвучал чрезвычайно свежо и актуально на фоне завязшего в музыкальных штампах украинского шоу-бизнеса. Необычная для слуха смесь хип хопа, джаза, рока, соула, рэгги воспроизводится таким же необычным исполнительским составом: мягкий вокал Андрея Хлывнюка, акустическая гитара Андрея Самойло, сеты и различные эффекты ди-джея Валентина Матиюка. И такой весьма непривычный саунд дополнен лирическими текстами песен, приправленными иронией, гибкой игрой слов, легким хулиганством и молодежным слэнгом. Подобные творческие позиции привели к настоящему взрыву популярности Бумбокса. Общеупотребительным стал термин «бумбоксомания», поклонники создали сайт-фанклуб группы, концерты коллектива жалуют как по всей Украине, так и по всей России. Не смотря на «щільний гастрольний графік», Бумбокс выпустил два альбома, сингл, немало клипов.
Чуть меньше месяца назад одновременно на украинском и российском аудиорынках появился и третий альбом группы, который породил шквал восторгов и похвал на форумах интернета. Третий альбом Бумбокс решил назвать «Третий» или «Трешка», дабы не сбить своих поклонников со счета. Просто, лаконично и документально. Новая пластинка создана по эталону предыдущих – 11 трэков, последняя чистокровно джазовая песня, украино-русско-английская смесь языков как внутри песен, так и внутри альбома, большая доля ненавязчивого издевательского тона (иначе выражаясь, стеба) в тематике первой половины песен и лирики во второй. Однако известный слушателям эталон обогащен новым инструментарием (на запись альбома приглашены басист, контрабасист и трубач), новыми музыкально-стилевыми контурами. Стилевые новшества касаются, в первую очередь, решенной в испанском духе песни «Cash-бабулес» и наполненной традиционными для рок-н-ролла 70-х гитарными рифами «Полины». Пожалуй, третий альбом в дискографии Бумбокса непривычно серьезен по тематике, затрагивает проблемы конвейера современного шоу-бизнеса, апологии денежных отношений и извечного человеческого одиночества. Ну и, конечно же, заведомый успех «Трешке» был гарантирован включением хитов «Тримай» и «Ta4to», которые уже давно стали любимцами радиостанций.
И, казалось бы, никакого велосипеда коллектив Бумбокса не изобретал, а эпидемия бумбоксомании все также бушует и заражает воздушно слушательным путем все большее количество слушателей. Конечно, до повтора битломании группе еще неимоверно далеко, но в самих механизмах возникновения «мании» наблюдается как минимум одна точка соприкосновения. Так же, как и когда-то Битлз вместили в стилистику рок-н-ролла блюзы, народные песни, ритм-энд-блюзы, популярные эстрадные мотивы, а также элементы джаза, так и группа Бумбокс объединили под знаком хип-хопа различные «ходовые» современные стили. И следует отметить, что такую музыкально-стилевую «абракадабру» Бумбокс нашли далеко не первыми. Эта находка незапатентирована музыкантами из Харькова, которые в свое время совершили настоящий взрыв в потоках альтернативной и эстрадной музыки. Речь идет, конечно, о группе 5’nizza. В то время, когда ведущие группы, причисляющие себя к альтернативной ветке современной музыки, пытались найти свое уникальное звучание, нарушая шаблон вокал-гитара-бас-ударные-(клавиши) другими инструментами или электронными эффектами, появляются два парня «из глубинки», которые с одной акустической гитарой (!!!!!) завоевывают миллионы слушателей. Многие песни 5’nizzы сегодня уже стали народными; «Ямайка, я, наверно, родился в майке» звучит повсюду, от устья Карпат до Зауралья. А поскольку 5’nizza с неимоверной легкостью вписала в эстетику хип-хопа рок, джаз и рэгги, их музыка востребована самой разношерстной аудиторией. Однако, выпустив два альбома, группа по разным причинам распадается, оставив своим фанатам лишь возможность заслушивать до дыр записанные 34 песни.
Надо сказать, что Бумбокс не любит, когда их сравнивают с 5’nizzой, а это сравнение преследует их чуть ли не с первых дней существования. И никуда от него не спрятаться, ведь Бумбокс – в каком-то отношении преемники 5’nizzы. Да, они добавили в состав ди-джея, поют преимущественно на украинском, несколько смягчили (или «опопсили») стилевую смесь под оставшейся доминантой хип-хопа. И все же подобная параллель неизбежна и, что немаловажно, не на пользу Бумбоксу. Группа 5’nizza были намного смелее, резче, ярче и альтернативней в своих музыкально-текстовых новшествах.
Но отряд не заметил потери бойца. «Инфекция» бумбоксомании оставила далеко позади воспоминания шоу-бизнеса о 5’nizzе, как о группе «сезонной» и изжившей себя. И причина этого не в том, что творчество Бумбокса затмило своими достоинствами находки предшественников. Как мне кажется, львиная доля успеха молодого украинского трио в доминирующем значении танцевального начала их песен. Что ни говори, танцевальность в популярной музыке всегда была свойством подкупающим. Кроме того, использование молодежного слэнга с внедрением интернетовских и всяческих других модных нынче словечек, по типу «ася», «ник», «смайл», «бутеры», «пати», четко очерчивают целевую аудиторию музыки группы. А это в основном тинейджеры, студенты, возрастная группа до тридцати, то есть аудитория наиболее склонная к «фанатизмам», наиболее увлекающаяся и отзывчивая. Да и в шоу-бизнесе, к сожалению, не все решает музыка. Необходимо, чтоб у музыкантов была как минимум энрико-инглесиас-подобная внешность, которая сможет стать сюжетом не одного девичьего мечтания. А как раз с этим у ребят из Бумбокса проблем нет.
Мания мании рознь. Вряд ли бумбоксомании удастся повторить хотя бы часточку масштаба битломании. Однако, что ни говори, Бумбокс – одна из интереснейших проектов современной украинской популярной музыки, который завоевал себе славу не наивными текстами, не вдалбливающими танцевальными ритмами и не спекуляцией нашим многострадальным фольклором. И поэтому не отчаивайтесь, если вы уже успели заразиться бумбоксоманией.
Комментариев нет:
Отправить комментарий