Парад. Симфонии. Премьеры?


Уже больше недели киевские концертные залы стали своеобразным полем боя современного музыкального искусства. Против кого и из-за чего идет борьба – определить сложно, но борьба ожесточенная! Дело в том, что 27го сентября открылся уже девятнадцатый, «коренной» для нашей столицы международный фестиваль Киев Музик Фест. Идеология фестиваля все эти годы основывалась на популяризации современной классической (она же академическая или даже элитарная) музыки: новейшие творения украинских композиторов, современные отечественные и зарубежные исполнители, не исполнявшиеся дотоле «импортные» музыкальные произведения... И если много лет назад, у истоков фестиваля стояла идея пропаганды украинской музыки в контексте зарубежной, что достигалось более ни менее равнозначным количеством произведений и исполнителей с обеих сторон, то творческая позиция нынешнего фестиваля несколько иная. Наглядно преобладает музыка украинских композиторов. Плохо это или хорошо? Конечно же, ничего катастрофически плохого в этом нет. Однако, учитывая взыскательность современного слушателя, который почему-то не очень-то и падок на музыку «отечественного производства», организация могла бы привлечь гораздо больше публики включением в программу интересных новинок других музыкальных культур.В этом отношении весьма показателен концерт «Парад симфонических премьер», что прошел в филармонии первого октября в рамках ХIХ Киев Музик Феста. Концерт, безусловно, центральный в напряженном фестивальном графике. Почему? Да хотя бы потому, что играл Национальный симфонический оркестр, дирижировал – В. Сиренко. Исполнялись мировые премьеры произведений украинских авторов: Е. Станковича, С. Пилютикова, В. Загорцева, новая редакция Первой симфонии В. Полевой. Пожалуй, среди всех премьер наиболее интриговал Концерт для флейты с оркестром Е. Станковича. Ведь в музыкальных кругах хорошо известно, что симфонические произведения с включением соло флейты занимают особое место в творчестве этого композитора. Однако, об этом чуть позже.

Концерт собрал почти полный зал. Еще бы! Весьма привлекательное название «Парад симфонических премьер». Ждешь чего-то совершенно нового, яркого, доселе неслышанного и, возможно, даже неожиданного. Кроме того, сам факт исполнения Национальным симфоническим оркестром произведений наших композиторов-современников – явление не ежедневное, не еженедельное и даже не ежемесячное. К сожалению, мало кто из украинских авторов имеет возможность послушать свое новое симфоническое произведение «в живую». Иногда, когда подумаешь о количестве неозвученных произведений, которые сейчас лежат по шкафам квартир или скрываются под мудреными названиями нотных файлов на винчестерах наших композиторов, впадаешь в благоверный трепет. Поэтому композиторы, герои концерта 1 октября, в каком-то смысле счастливчики.Кому – счастье, а кому – это счастье слушать. По мере продвижения концерта, ряды слушателей как-то подозрительно поредели. Мне выпало удовольствие сидеть рядом с женщиной среднего возраста, которая держала в руках программку только что завершившегося фестиваля туризма. Видимо, решила «побаловать» себя концертом в филармонии по его окончании. Так называемая «культурная программа». Тщательно изучив буклетик концерта перед началом, женщина удобно вытянулась в кресле, в полной готовности и к параду, и к симфоническим премьерам. 

К сожалению, я не могу найти слов, чтобы описать как менялась ее мимика в процессе концерта. Могу лишь сказать, что под конец первого произведения (Концерт для скрипки с оркестром В. Загорцева) она стала как‑то неспокойно двигать головой, мол «ай-яй-яй, какое безобразие!». Этот жест особенно ярко проявлял себя при неожиданных «взрывах» литавр. Благо, партия литавриста была более чем насыщенной в этом отношении, как и в Концерте В. Загорцева, так и в следующем произведении «Цвета и тени» С. Пилютикова. В итоге, она не выдержала такого звукового напряжения и в негодовании покинула зал посередине «Цветов и теней», не дождавшись антракта.Конечно, такое непонимание можно объяснить полной неподготовленностью этой женщины к подобного рода музыке. Однако, Концерт В. Загорцева (соло скрипки – Б. Пивненко), показался действительно крайне надуманным и невнятным. Произведение же С. Пилютикова было более «демократично»; с таким программным названием, как «Цвета и тени», любой слушатель с развитым образным мышлением мог включить для себя бурный ассоциативный ряд. Тем более что автор давал для этого достаточно поводов, умело используя практически все тембры симфонического оркестра. Однако, видимо, у моей соседки фантазии как-то недоставало, поскольку она все так же махала головой: «ой-ой-ой, это же просто возмутительно!», с удивлением оглядываясь по сторонам. Я понимающе кивала в ответ на ее вопрошающий взгляд. Если б не долгие годы музыкального образования, которые воспитывали во мне чуть ли христианское терпение и понимание к современной музыке, я бы с огромным удовольствием присоединилась к этой женщине, громко хлопнув дверью во время трёх пиано у оркестра.

Во втором отделении стало намного легче дышать. Первая симфония В. Полевой держала внимание слушателей в напряжении до последнего звука, а Концерт для флейты с оркестром Е. Станковича был воспринят аудиторией зала на ура. Даже не смотря на то, что новое произведение Станковича оставило впечатление некоего загадочного ребуса. В партии флейты звучали до боли знакомые мотивы из знаменитой Камерной симфонии №3, вплоть до употребления цитат. «Знакомые» фрагменты чередовались с проясненными эпизодами а-ля Сильвестров, для пущей схожести с музыкой которого не хватало только слегка затянуть темп. Правда, загадка сплетений данных эпизодов много теряла в исполнении солистки – гости из Америки Джудит фон Гопф, которая играла свою партию подобно этюду или упражнению для развития техники. 

Не смотря ни на что, торжественный исход «парада» неизбежен. Аплодисменты, цветы. Концерт окончен, публика разбегается по домам. Парад прошел красиво. Другой вопрос – а были ли симфонические премьеры? Ведь если под премьерой разуметь привнесение в культурное пространство нового произведения искусства, то новизна «Парадов» была явно не качественного, а количественного толка. 

Оригинал статьи находится здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий