Современная академическая музыка. Эликсир ли?



21 сентября в Колонном зале Национальной филармонии Украины в рамках акции «Европейское музыкальное пространство» прошел концерт немецкого ансамбля новой музыки musikFabrik. Молодой (1990), но уже завоевавший себе заслуженную славу среди любителей современного искусства коллектив играл исключительно украинскую музыку. Произведения О. Безбородько, С. Пилютикова, А. Щетинского, А. Загайкевич и С. Лунева были специально написаны в честь двухдневной акции, организованной при поддержке Посольства Германии в Украине и Гете-Института. Задумка концертов украино-германских культурных связей выглядела следующим образом: 21го сентября немецкий musikFabrik играет произведения наших авторов, 22го же украинский ансамбль «Киев Симфониетта» исполняет творения немецких композиторов.

Аншлага на концерте немецкого камерного ансамбля не было. А зря. Мастерство musikFabrik достойно наивысших похвал. Максимальное внимание к акустическому феномену звука, виртуозность и внятность артикуляции, умение поддерживать натянутой струну слушательского внимания. Премьеры пяти новейших произведений «вітчизняного виробництва» тоже внесли свою лепту в расположение украино-германских сил. Эксперименты в области музыкального времени и пространства (А. Загайкевич «Подземной рекой»), поиски новых акустических и тембровых решений (О. Безбородько Arsnaturalis), своеобразные формы программности (С. Пилютиков «Легкий взмах крыла», А. Щетинский «Путешествие Орфея», А. Загайкевич «Подземной рекой»), интереснейшие жанровые подтексты (С. Лунев Десять штук). Пожалуй, счет музыкального «матча» Украина-Германия близок к «ничьей», 1:1.

Однако матч матчем, а большая часть публики на протяжении почти всего концерта скучала. Так часто на концертах современной музыки происходит удивительная вещь: композиторы пишут, музыканты стараются, а публика откровенно зевает. Кроме маленькой группы «знатоков», в которую входят другие композиторы, музыковеды и редкие ценители нового экспериментального искусства, исполняемая музыка чаще всего непонятна публике. Даже музыкантам. Причины такого разрыва нередко объясняют наличием в нашем сознании слуховых стереотипов, родственным чувствам к тонико-доминантным связям, приоритетным отношением к романтической музыке и т.п. Но, как ни странно, даже новое поколение, которое практически выросло на музыке «колкого» ХХ столетия и легко может представить себе произведение без заключительного автентичного каданса, точно так же ерзает в креслах на подобного рода мероприятиях. Вероятно, публика еще не доросла до понимания высот современного искусства. Но также вероятно, что само современное искусство отсекает на корню возможность этого понимания. Иногда даже тяжело сказать от чего ты получаешь больше удовольствия: от посещения современного академического концерта или от чтения учебника по высшей математике. Нет ощущения музыкального откровения, нет понимания логики или ее отсутствия в потоке ультрасовременных созвучий.

К сожалению, на концерте musikFabrik сия характерная скука присутствовала, вопреки всей яркости и артистизму исполнения. Невольно мысли бороздила фраза, произнесенная директором Гете-Института перед началом концерта о том, что музыка, которая будет звучать сегодня – это своеобразный «эликсир духовности современного общества». Пожалуй, с «эликсиром» госпожа директор слегка приукрасила… Ведь категория духовного в данном случае предполагает если не понимание, то хотя бы веру в возможность понимания звучащей музыки.

И все же аудитории зала пришлось выйти из «эликсирного» транса! Заключительное произведение С. Лунева прозвучало как глоток свежего воздуха, оживило как слушателей, так и исполнителей. Возможно, успех Десяти штук и в присутствии узнаваемых слухом музыкально-жанровых формул, за которые можно было «уцепиться» в некоторых номерах. А возможно, успех нового произведения С. Лунева можно объяснить таким его качеством как музыкальная искренность, которой так не хватало в доселе прозвучавших четырех премьерах.

Благодаря произведению С. Лунева, концертный зал можно было покинуть с оптимистической уверенностью в том, что хоть часто современная так называемая академическая музыка и не бальзамирует наши сердца и души, но она таки МУЗЫКА и она СУЩЕСТВУЕТ! А эта вера в сегодняшних условиях далеко немаловажна. Низкий поклон Вам и благодарность, Святослав Игоревич!  

Оригинал статьи взят отсюда

Комментариев нет:

Отправить комментарий