или
Полтора часа в Мышином Царстве
Киев Модерн-Балет и его главный балетмейстер – Раду Поклитару уже второй год раскрашивают в яркие тона киевские балетные сцены. Все творческие проекты коллектива («Кармен.TV», «Веронский миф: Шекспиременты», одноактные балеты «Дождь» и «Болеро») заставили растормошить нашу сонную, непривыкшую к современным постановкам, публику. Более того, полтора года деятельности Киев Модерн-Балета на театральном фронте отмечена премией «Киевская Пектораль» 2007 года за балет «Кармен.TV» в номинациях «лучшее представление года» и «лучшая работа балетмейстера».
Этой весной молодой коллектив порадовал любителей балета новой премьерой – на этот раз, постановкой «Щелкунчика». Превратив балет‑феерию П. И. Чайковского в балет-фантасмагорию, Р. Поклитару преподнес множество сюрпризов и неожиданностей зрителям.
В свое время академик Б. Асафьев назвал последний балет Чайковского «симфонией детства». Тем самым подчеркнув в «Щелкунчике» ту тонкую грань между фантазиями, выдумками и реальностью, которая присуща детскому сознанию. В своей постановке Раду Поклитару окончательно стер эту грань, сведя в одно пространство сознательное и бессознательное, явь и сны. В этом пространстве может случиться все что угодно: мышь-балерина, телесные перевоплощения, борцы сумо или массовый гипноз. Тут действие может легко обернуться в мечты бедной сироты Мари, которая во сне попадает в богатый дом советника Штальбаума, влюбляется в подаренную дядей Дроссельмейером куклу Щелкунчика и вместо того, чтобы спасти своего возлюбленного от полчищ мышей метким броском башмачка (как то предполагалось в сказке Э. Ф. Гофмана, которая легла в основу сюжета балета), сама попадает в плен этих маленьких существ. Но вскоре Щелкунчик (эдакий супермен) спасает Мари, после чего мыши стают само гостеприимство и дружелюбие. Все второе действие перенесено Р. Поклитару в Мышиное Царство (вместо царства сладостей Конфетюренбурга, как это было в балете Чайковского), где чем уж только не развлекают двух влюбленных гостей! Им и песни поют, и показывают поучительные жизненные истории, где смерть преследует героев по пятам, и заставляют расставаться, и даже ревновать. А после всех перипетий в царстве мышей, вдруг оказывается, что Щелкунчик и таинственный Дроссельмейер, который превратил жизнь Мари в причудливую сказку, – одно и то же лицо. Но… на этом «чудеса» заканчиваются. С возвращением в реальное измерение, оказывается, что Мари, во время этого длительного и сказочного сна, замерзла…
Фантасмагория Киев Модерн-Балета, посвященная детству, значительно трансформировала облик балета Чайковского. В первую очередь, это касается второго действия, в драматургии которого многие критики и музыкальные исследователи отмечают дивертисментность. Постановка Раду Поклитару ломает эту мозаичность, направив вектор действия к смерти Мари в конце балета. Такое сквозное драматургическое движение стает возможным благодаря обильной расстановке «дорожных знаков» смерти по пути к финалу, которые хоть и трактованы в ироническом ключе (как вам, например, бедняга-ухажер, насмерть подавившийся пирожком, которым его угостила «дама мечты»?), но не проходят бесследно.
Да, для реализации своей постановочной идеи, Поклитару изъял из партитуры Чайковского знаменитый танец феи Драже, а также финальный вальс и апофеоз. Да, в хореографии и пластике артистов слишком много «разжеванностей», которые подобно механизмам поп-культуры, навязывают идеи, а не побуждают к ним. Но, как бы там ни было, а постановка «Щелкунчика» Киев Модерн-Балетом – явление неординарное и зрелищное! Вряд ли классическая постановка Национальной оперы и балета может так же увлечь киевского зрителя, как это удалось театру Раду Поклитару.
Оригинал статьи находится здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий