Евтушенко А. «Українська рок-антологія.
Легенди химерного краю» – К.: Автограф, 2004. – 296 с.
Рок-музыка в нашей стране уже давно сошла с колеи традиций подпольных «квартирников» и добывания через знакомых бобин, грампластинок и кассет с новой музыкой. Сегодня рок-музыка не только официальна, но и лихо вписалась в бытующий музыкальный круговорот. Ее можно играть, слушать, слышать и видеть, про нее можно писать, читать и даже рисовать. Более того, ее можно исследовать. К примеру, попав в какой-нибудь книжный магазин в России, вы найдете целый отдел с книгами о русских рок-музыкантах и рок-традиции в целом. Так, недавно вышла трехтомная «Рок-энциклопедия» Андрея Бурлаки, три части «Моего рок‑н‑ролла» Михаила Козырева, переизданы легендарные «Путешествия рок-дилетанта» Александра Житинского, регулярно появляются новые книги об известных бойцах постсоветского рок-фронта. Таким образом, российский рок не спеша обрел «в письменах» историю, периодизацию, течения, стили и индивидуальности.
К сожалению, Украина таким информационным обилием похвастаться не может. Но, уверяю вас, не потому что в Украине рок-музыки нет. Думаю, многие смогут со знанием дела подпеть «А не спеть ли мне песню о любви…», которая стала чуть ли ни хрестоматийным примером русского рока. Но не все знают, что автор этой песни, Сергей Чиграков (он же Чиж) – коренной харьковчанин и начинал свою музыкальную деятельность в Украине. Так же мало кому известно, что в то время, когда вся Европа сходила с ума от слов “It’s been a hard day’s night”, в Украине уже существовали свои коллективы, играющие рок-н-ролл и биг-бит со словами на украинском языке. Да-да, уважаемые читатели, украинский рок – это не только известные вам по радио и телеэфиру поп-рок группы по типу «Океан Эльзы», «Друга Ріка» или элегантно панкующие «Вопли Видоплясова»! Реалии рок-музыки в Украине куда более обширны, чем это могло бы показаться с первого взгляда.
Во истину отважно – вместить эту ширь да даль в одну книгу. Причем в книгу единственную, первую и пока последнюю в своем роде. «Легенди химерного краю» известного музыкального журналиста Александра Евтушенка стала результатом деятельности не менее известного музыкального продюсера Александра Евтушенка. Предшественником книги стал скомпилированный ним же двойной диск под идентичным названием с the best of украинского рока. И такая связь не удивительна: трэклист сборника «Легенди химерного краю» сражает наповал своей стилевой многообразностью и оригинальностью, провоцируя бездну вопросов. Но вышедшая через два года антология украинской рок-музыки – не только разросшийся лист-вкладыш к дискам. Это и сведения об истории рока в Украине, его различные географические модификации и индивидуальные перевоплощения.
С легкой руки А. Евтушенко у украинского рока появился год рождения – 1966 год. Именно в этом году киевлянин Александр Авагян собрал бит-группу «Березень», прародителя всех рок-начинаний в нашей стране. До известной сегодня картины рока украинским музыкантам пришлось пройти длинный путь – традиционные ВИА, подражания западной музыке, нещадная эксплуатация родного фольклора, эксперименты со звуком и смешивания различных направлений популярной музыки. Поскольку категория рок-музыки сегодня чрезвычайно расплывчата и лишена каких-либо ограничивающих признаков, А.Евтушенко смело ставит рядом с именами легендарных коллективов «Раббота Хо», «Колезкий Асессор», «Кому Вниз» имена Кати Chilly и Юлии Лорд. По причине невозможности причислить последних к традиционной поп-музыке. В этом же отношении удивляет заметка о группе «Танок На Майдані Конго», которая, как известно, играет откровенный хип-хоп. Такая путаница с определениями в стилях современной популярной музыки встречается сплошь и рядом. И наверно будет продолжаться до момента появления унифицированных эталонов различных направлений, к которым можно было бы примерять данный музыкальный формат. А пока самым распространенным признаком рок-музыки считается, как бы наивно это и не звучало, - наличие в исполнительском составе … электрогитары и общего «драйва».
Конечно же, последнее замечание не относиться к «Легендам». Минуя проблему рок-терминологической путаницы (опять же – «Братья Гадюкины» - это украинский панк?!), книга является кладезем уникальной информации об ярчайших украинских рок-коллективах. Знали ли вы, что прадедушка украинского рока – А. Авагян – был спелеологом? Что в свое время украинский «Эдем» оставлял в тени своими выступлениями легендарную группу «Коррозия металла»? Что самую эпатажную украинскую певицу Вику Врадий называли «конотопской ведьмой»? Что лидер группы «Selestial Mine» Юрий Польченко был номинирован «Мистером рок-н-ролла» на фестивале «In Spirit Of Woodstock», что ежегодно проходит в Италии? Скрупулезность накопления информации в музыкальных биографиях лиц украинского рока соединена с увлекательностью и легкостью авторского стиля. В «Украинской рок-антологии» вы не найдете скучных энциклопедических справок с сухими фактами, датами создания музыкальных проектов, перечислений важнейших событий в становлении групп и дискографиями. У Александра Евтушенко ценный фактаж оброс личными впечатлениями, увлекательными рассказами очевидца. Более того, любителям оценивать книги по количеству картинок «Легенди химерного краю» тоже понравится. Книга снабжена замечательной коллекцией редких и интересных фотографий из личных фондов рок-музыкантов.
Пожалуй, единственным и главным недостатком книги А.Евтушенко нужно назвать ограниченный тираж ее выпуска. Заинтересованным приходится охотиться на «Легенди химерного краю» не один год.
Сам факт появления книги напоминает известные споры о том, кто же все-таки открыл Америку. И вроде как и викинги, да и индейцы там не одно столетие до 1492 года прожили, а все же Америка в Европе стала известна после экспедиций Колумба. Так и с украинской рок-музыкой. И журналисты о ней пишут, и столько музыкантов в Украине играют рок-музыку, а только после книги А. Евтушенка можно смело сказать, что украинский рок – это не единичные случаи, а достойное внимания ЯВЛЕНИЕ.
К сожалению, Украина таким информационным обилием похвастаться не может. Но, уверяю вас, не потому что в Украине рок-музыки нет. Думаю, многие смогут со знанием дела подпеть «А не спеть ли мне песню о любви…», которая стала чуть ли ни хрестоматийным примером русского рока. Но не все знают, что автор этой песни, Сергей Чиграков (он же Чиж) – коренной харьковчанин и начинал свою музыкальную деятельность в Украине. Так же мало кому известно, что в то время, когда вся Европа сходила с ума от слов “It’s been a hard day’s night”, в Украине уже существовали свои коллективы, играющие рок-н-ролл и биг-бит со словами на украинском языке. Да-да, уважаемые читатели, украинский рок – это не только известные вам по радио и телеэфиру поп-рок группы по типу «Океан Эльзы», «Друга Ріка» или элегантно панкующие «Вопли Видоплясова»! Реалии рок-музыки в Украине куда более обширны, чем это могло бы показаться с первого взгляда.
Во истину отважно – вместить эту ширь да даль в одну книгу. Причем в книгу единственную, первую и пока последнюю в своем роде. «Легенди химерного краю» известного музыкального журналиста Александра Евтушенка стала результатом деятельности не менее известного музыкального продюсера Александра Евтушенка. Предшественником книги стал скомпилированный ним же двойной диск под идентичным названием с the best of украинского рока. И такая связь не удивительна: трэклист сборника «Легенди химерного краю» сражает наповал своей стилевой многообразностью и оригинальностью, провоцируя бездну вопросов. Но вышедшая через два года антология украинской рок-музыки – не только разросшийся лист-вкладыш к дискам. Это и сведения об истории рока в Украине, его различные географические модификации и индивидуальные перевоплощения.
С легкой руки А. Евтушенко у украинского рока появился год рождения – 1966 год. Именно в этом году киевлянин Александр Авагян собрал бит-группу «Березень», прародителя всех рок-начинаний в нашей стране. До известной сегодня картины рока украинским музыкантам пришлось пройти длинный путь – традиционные ВИА, подражания западной музыке, нещадная эксплуатация родного фольклора, эксперименты со звуком и смешивания различных направлений популярной музыки. Поскольку категория рок-музыки сегодня чрезвычайно расплывчата и лишена каких-либо ограничивающих признаков, А.Евтушенко смело ставит рядом с именами легендарных коллективов «Раббота Хо», «Колезкий Асессор», «Кому Вниз» имена Кати Chilly и Юлии Лорд. По причине невозможности причислить последних к традиционной поп-музыке. В этом же отношении удивляет заметка о группе «Танок На Майдані Конго», которая, как известно, играет откровенный хип-хоп. Такая путаница с определениями в стилях современной популярной музыки встречается сплошь и рядом. И наверно будет продолжаться до момента появления унифицированных эталонов различных направлений, к которым можно было бы примерять данный музыкальный формат. А пока самым распространенным признаком рок-музыки считается, как бы наивно это и не звучало, - наличие в исполнительском составе … электрогитары и общего «драйва».
Конечно же, последнее замечание не относиться к «Легендам». Минуя проблему рок-терминологической путаницы (опять же – «Братья Гадюкины» - это украинский панк?!), книга является кладезем уникальной информации об ярчайших украинских рок-коллективах. Знали ли вы, что прадедушка украинского рока – А. Авагян – был спелеологом? Что в свое время украинский «Эдем» оставлял в тени своими выступлениями легендарную группу «Коррозия металла»? Что самую эпатажную украинскую певицу Вику Врадий называли «конотопской ведьмой»? Что лидер группы «Selestial Mine» Юрий Польченко был номинирован «Мистером рок-н-ролла» на фестивале «In Spirit Of Woodstock», что ежегодно проходит в Италии? Скрупулезность накопления информации в музыкальных биографиях лиц украинского рока соединена с увлекательностью и легкостью авторского стиля. В «Украинской рок-антологии» вы не найдете скучных энциклопедических справок с сухими фактами, датами создания музыкальных проектов, перечислений важнейших событий в становлении групп и дискографиями. У Александра Евтушенко ценный фактаж оброс личными впечатлениями, увлекательными рассказами очевидца. Более того, любителям оценивать книги по количеству картинок «Легенди химерного краю» тоже понравится. Книга снабжена замечательной коллекцией редких и интересных фотографий из личных фондов рок-музыкантов.
Пожалуй, единственным и главным недостатком книги А.Евтушенко нужно назвать ограниченный тираж ее выпуска. Заинтересованным приходится охотиться на «Легенди химерного краю» не один год.
Сам факт появления книги напоминает известные споры о том, кто же все-таки открыл Америку. И вроде как и викинги, да и индейцы там не одно столетие до 1492 года прожили, а все же Америка в Европе стала известна после экспедиций Колумба. Так и с украинской рок-музыкой. И журналисты о ней пишут, и столько музыкантов в Украине играют рок-музыку, а только после книги А. Евтушенка можно смело сказать, что украинский рок – это не единичные случаи, а достойное внимания ЯВЛЕНИЕ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий