История прослушивания одного альбома. Пока не кончится небо

Количество моих попыток начать эту заметку о втором альбоме 4исел не счесть. Сперва я писала о том, что нельзя начинать альбом фразой "Встаньте в круг, педерасты, умерьте свой пыл": с таким "приветствием" шансы быть дослушанным до конца малы даже у первой песни, не говоря уже про весь альбом. Эпиграф с любимым детским стихом моего сына про стаю и стадо задавал статье хлесткий тон, который в итоге тоже не прижился. А после попытки начать темой о стиле 4исел, мне даже вздумалось назвать статью "Воинствующие рок-традиционалисты" на подобие "Воинствующего старообрядца" булгаковского критика Латунского. Но все эти попытки безжалостного разгрома были стерты. И не только потому, что участь того же Латунского совсем не вдохновляет. И даже не потому, что лично знакомые мне талантливейшие музыканты 4исел родом из любимого Ужгорода и фраза "Nothing personal, it's just business" стала поперек горла. Немилость мою смягчила музыка самих же 4исел: после третьего-четвертого прослушивания альбома она утихомирила пыл и заставила увидеть в нем то, что с первого раза заметить не удалось.

У 4исел есть одно совершенно необъяснимое качество: это своеобразная музыкальная машина времени. Лет эдак на двадцать назад. Отчетливо понимаешь, что такая музыка уже звучала, что все это уже было и давно, но как только речь идет о конкретике, то тут - заминка. Возможно "Алиса", возможно "Агата Кристи", возможно "ДДТ", возможно даже "Ария" либо "Машина времени", но сказать о каком-то четком сходстве почти невозможно. Тут более правомерно говорить о духе традиционного "русского рока", в котором, казалось бы, уже давно все сказано и сыграно. Да и не в моде среди новых групп такая музыка нынче. Сейчас в тренде придумывать новые музыкальные течения. Играть каким-то непривычным составом; без ударки, например, либо без гитар. Пропускать вокал через дюжины примочек, чтобы уж точно звучать не так как все. Создавать новые синтезированные тембры либо наоборот целеустремленно играть только акустическую музыку. Покорять интернет сногсшибательными клипами при совершенно невзрачной музыке. Ну и на самый крайний случай играть танцевально-развлекательный музончик, который отлично "гупает" и идет на ура на фестивалях. Наверно таков суровый закон музыкальной джунглей: хочешь чтобы тебя услышали, обрати на себя внимание. Таких как ты - музыкально одаренных и талантливых - тысячи, а качеством записи и профессионализмом сегодня уже никого не удивишь.

Наперекор всем вышеперечисленным тенденциям, в новом альбоме группы 4исла нет ничего ошеломительно новаторского. Мощный вокал, ритм и соло гитары, бас и ударные. Ненавязчивые вкрапления синтезаторов и приятный женский бек-вокал. В центре - тексты. Классика так называемого русского рока. Но 4исел это нисколько не смущает и каким-то чудом им удалось найти свою личную и сокровенную тропинку на давно исхоженном и перепаханном поле стиля. Да, "Пока не кончится небо" - в каком-то смысле старомоден, но в этом его благородство и честь. "Не стоит прогибаться под изменчивый мир, однажды он прогнется под нас..."

И хоть я писала выше, что качеством записи сегодня уже никого не удивишь, любовная взлелеянность каждого звука в "Пока не кончится небо" поражает. Уникальный тембр вокала Геннадия Донецкого - кладезь искренности и неприкрытых эмоций, благо многоликость тематики "Неба" дает развернуться им вовсю. Стилистически выдержанные тексты - о наболевшем и заставляют вслушиваться, хотя местами режут слух громоздкими и грубоватыми фразами (тут наверно сказывается нацеленность группы на социальную тематику; хотя, как по мне, даже это не оправдывает таких словосочетаний как "мысленный кал человеческих масс"). И, конечно же, сердце всего альбома - это гитары, гитары и еще раз гитары: акустические, электрогитары, бас-гитара. Их полифония в "Небе" порой достойна сравнения с самим королем многоголосия Иоганном Себастьяном. В какой-то момент даже начинает казаться, что гитарам тесно в рамках песен и они раздвигают ее, расширяют и вот-вот готовы выплеснуться наружу и импровизировать вечно. Пока не кончится небо.

Послушать альбом можно на iTunes либо Google Play. А критиковать критика можно прямо здесь, в комментариях :)

3 комментария:

геннадий комментирует...

Спасибо за огромную проделанную работу!!!

Екатерина Кудашева (Жданович) комментирует...

Гена, мне было бы легче на душе, если бы ты написал, что я ничего не поняла в вашей музыке. Но, что здороваться со мной будешь все равно :) А если и говорить кому спасибо, так это вам!

геннадий комментирует...

Катюша,я искренне благодарен, за то что ты таки сделала этот разбор, для нас это ооочень важно. Взгляд со стороны, человека отлично разбирающегося в музыке, музыканта, да еще совершенно не заангажированный, это возможность почувствовать почву под ногами! Поэтому еще раз Спасибо!!!

Отправить комментарий